Исследователи Университета Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson University ) проанализировали уровень эмпатии — способности эмоционального сопереживания — у 10,7 тысяч студентов американских медицинских вузов. Оказалось, что большая часть будущих врачей перестают сопереживать пациентам еще задолго до того, как они наденут белый халат.
Екатерина Евченко
Ведущим автором исследования стал профессор Университета Джефферсона Мохаммадреза Ходжат (Mohammadreza Hojat), который в 2001 году разработал шкалу эмпатии Джефферсона для измерения уровня эмпатии у медицинских работников, студентов и абитуриентов медвузов. Сам профессор описывает эмпатию как «преимущественно когнитивное качество, включающее понимание (в противоположность чувствованию) страданий, ощущений, опасений и представлений пациента в сочетании со способностью донести до больного это понимание и намерение помочь».
В исследовании приняли участие более 10,7 тысяч студентов, обучающихся в 41 кампусе медицинских вузов США с первого по четвертый курс. Участники прошли интернет-опрос, который включал шкалу эмпатии Джефферсона и анкету Цукермана-Кульман для измерения различных личностных качеств. Исследователи выяснили, что большинство студентов теряет эмпатию после завершения доклинического этапа обучения (1-2 год) и с началом клинического этапа (3-4 год), когда значительно увеличивается количество личных контактов студентов с пациентами. В этот период, по словам авторов исследования, отмечается «статистически значимое снижение показателей эмпатии».
«По мере того, как студенты проходят обучение в медицинской школе, вы ожидаете, что их эмпатия по отношению к пациентам улучшится. Очевидно, это не так», – подчеркнул профессор Ходжат.
Ученые выяснили также, что женщины более склонны к эмпатии, чем их однокурсники мужского пола. Кроме того, были выявлены различия в зависимости от расы: афроамериканские студенты получили более высокие баллы в оценке эмпатии, чем белые, а самыми хладнокровными оказались будущие медики азиатского происхождения.
Отметим, что эмпатия у студентов медвузов и практикующих врачей продолжает быть серьезным предметом исследования во всем мире, в том числе в России. Так, ученые Ярославской государственной медицинской академии оценили уровень эмпатии у студентов педиатрического и лечебных факультетов с целью оценки их коммуникативной компетентности. В результате самый низкий уровень эмпатии был выявлен у студентов 6 курса педиатрического факультета.
«Такой уровень эмпатийности, на наш взгляд, объясняется тем, что для эффективного профессионального общения важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение «когнитивной эмпатией» и «действенной эмпатией», т.е. для достижения эффективности коммуникации не нужен слишком высокий показатель эмпатийности, иначе решение других задач врачебной деятельности будет затруднено, а иногда и невозможно», – пишут авторы исследования.