Помимо разницы между мужчинами и женщинами в отношении «случайного секса», результаты исследования объясняют две трети случаев так называемого «гендерного разрыва».
Несоответствие между количеством сексуальных партнеров у мужчин и женщин, о которых они сообщают в ходе опросов, в значительной степени объясняется тем, что мужчины склонны преувеличивать число своих партнеров или подсчитывать их количество лишь приблизительно. Об этом, в частности, говорит новое британское исследование, результаты которого были недавно опубликованы в «Журнале сексуальных исследований» (Journal of Sex Research).
Помимо определенной разницы между мужчинами и женщинами в отношении «случайного секса», такие результаты объясняют, как минимум, две трети случаев так называемого «гендерного разрыва», обнаруженного в ходе исследований сексуальных отношений: целый ряд исследований показал, что мужчины заявляют о гораздо большем количестве партнеров, чем женщины.
Доктор Кирстин Митчелл (Kirstin Mitchell) из Университета Глазго (University of Glasgow) и ее коллеги проанализировали ответы более 15 000 мужчин и женщин в ходе британского Национального опроса о сексуальных отношениях и образе жизни (National Survey of Sexual Attitudes and Lifestyles). Возраст участников опроса был от 16 до 74 лет.
В рамках исследования авторы пытались понять, почему мужчины всегда сообщают о большем количестве партнеров противоположного пола по сравнению с женщинами, хотя, по идее, среднее количество партнеров у мужчин и женщин должно быть примерно одинаковым. В ходе опроса мужчины сообщали в среднем о 14 партнерах, которые у них были, а женщины – только о семи.
Во-первых, некоторые из участников опроса сообщали об очень уж большом количестве сексуальных партнеров, тем самым исказив среднестатистические результаты, а таковых среди мужчин было больше. Самое большое количество, о котором сообщали мужчины – 110 партнеров, тогда как женщины сообщали максимум о 50 партнерах. Если же их исключить из результатов исследования, то существенно сократился бы и «гендерный разрыв» между мужчинами и женщинами.
Разрыв еще больше бы сократился, если бы учитывалась сама «стратегия учета». Мужчины чаще, чем женщины, лишь приблизительно подсчитывали количество своих партнеров. Например, среди тех, кто сообщал о 5-9 партнерах, 24% мужчин считали их лишь приблизительно, а среди женщин таковых было 15%.
Свою долю в результаты опросов вносит и отношение к сексуальной жизни. Женщины оказались в большей степени консервативны в своих сексуальных отношениях. Они в меньшей степени склонны считать, что ничего нет плохого в «отношениях на одну ночь» (таковых было 9% женщин и 18% мужчин). Женщины также чаще считают неправильными сексуальные отношения женатых или замужних людей «на стороне» (65% женщин и 57% мужчин, соответственно). Если подкорректировать данные исследований, учитывая такие установки, то «гендерный разрыв» сузился бы еще больше. Исследователи рассмотрели также и ряд других объяснений такому разрыву.
Они обнаружили, что если исключать случаи проституции («оплаченного партнера»), то это мало влияет на «гендерный разрыв».
По словам доктора Митчелл, точность информации о сексуальных партнерах имеет важное значение по многим причинам, включая оценку индивидуального риска инфекций, передаваемых половым путем и оценку темпов распространения ВИЧ.
«Большинство доступных исследований о предвзятости сообщений о собственной сексуальной активности проводились только среди студентов, групп повышенного риска или в «лабораторных» условиях, поэтому они не показывают в реальности, насколько корректно население отвечает на такие вопросы в ходе исследований и опросов. Наше исследование является первой попыткой взглянуть на основные типы объяснений различий между полами, наблюдаемых в рамках достаточно большой и репрезентативной выборки», – говорит доктор Митчелл.
Дмитрий Колесник