Согласно новому исследованию, студенты лучше справляются с математикой. Это может помочь и в других видах деятельности, связанных со стрессом – у спортсменов, музыкантов, ораторов.
Перед тем, как пройти математический тест или выступить перед большой группой людей, стоит воспользоваться простым изменением осанки, выяснили ученые из государственного университета Сан-Франциско (San Francisco State University). В рамках нового исследования 125 студентов должны были выполнять простые математические вычисления – последовательно вычитать 7 из 843 в течение 15 секунд. В это время нужно было либо сгорбиться, либо сидеть прямо, развернув плечи назад и расслабившись. 56% студентов сообщили, что задание легче выполнять с прямой спиной.
Перед началом исследования студенты заполнили анонимный вопросник, в котором оценили свой уровень тревожности при сдаче экзаменов и выполнении математики; а также описали физические симптомы стресса, которые они испытывали во время теста.
«Для людей, которые тревожатся по поводу математики, осанка дает огромную разницу, – сказал профессор Эрик Пепер (Erik Peper). – Сгорбленное положение мешает, их мозг не работает. Они не могут мыслить так ясно».
По словам его соавтора, ассоциированного профессора Харви (Richard Harvey), ссутуливание – это оборонительная поза, которая может вызвать старые негативные воспоминания в теле и мозге. Хотя студенты, которые не испытывали тревожности по поводу математики, не сообщили об улучшении при ровной осанке, они, тем не менее, обнаружили, что выполнять задание, сгорбившись, было несколько сложнее.
Полученные данные о значимости положения тела могут помочь людям подготовиться не только к математическим тестам, но и ко многим другим различным видам деятельности, вызывающей стресс. Спортсмены, музыканты и публичные ораторы извлекут выгоду из уверенной осанки перед выступлением и во время выступления. «У вас есть выбор, – сказал Пепер. – Речь идет об использовании улучшенной осанки для оптимизации вашего внимания».
Особенно полезно это для студентов, сталкивающихся с проблемой так называемой «стереотипной угрозы», считает Лорен Мейсон (Lauren Mason), один авторов статьи и разработчиков эксперимента, недавний выпускник университета.
Будучи студентом в первом поколении, Мейсон отождествляет себя с учениками, которые испытывают страх и неуверенность. Она полагает, что более уверенная осанка может помочь и другим студентам первого поколения, а также женщинам, которые планируют заниматься наукой и математикой, но зачастую вынуждены бороться со стереотипными угрозами.
«Я всегда чувствовала себя неуверенно в своих математических способностях, хотя я преуспела в других предметах, – поделилась Мейсон. – Вы строите отношения с [математикой] так рано – уже в начальной школе. Вы можете вести этот негативный внутренний диалог на протяжении всей своей жизни, влияя на собственное восприятие».
Результаты исследования демонстрируют простой способ улучшить многие аспекты жизни, особенно когда речь идет о стрессе: «То, как мы ведем себя и взаимодействуем в пространстве, влияет не только на то, как другие воспринимают нас, но и то, как мы воспринимаем себя».
Валерия Сема