В новом руководстве по профилактике пищевой аллергии продолжается либерализация введения продуктов, вызывающих сильную аллергию. Например, авторы считают, что есть убедительные доказательства предупреждения развития аллергии на арахис у детей с высоким риском при целенаправленном раннем введении арахиса с 4-х месяцев.
Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics), основываясь на подробном обзоре всех имеющихся данных по этой теме, опубликовала обновленное руководство по профилактике пищевой аллергии и других аллергических состояний.
В новом руководстве продолжается либерализация введения продуктов, вызывающих сильную аллергию. Авторы отчета не обнаружили убедительных доказательств того, что позднее введение в рацион аллергенных продуктов способствует профилактике пищевой аллергии. Напротив, есть убедительные доказательства предотвращения развития аллергии на арахис у детей с высоким риском (наличие близкого родственника с аллергическим заболеванием в анамнезе) при целенаправленном раннем введении арахиса с 4-х месяцев.
В 2000 году Американская академия педиатрии рекомендовала отложить введение коровьего молока до годовалого возраста, яиц – до 2 лет, арахиса, лесных орехов и рыбу – до 3 лет. В отчете 2008 года указано отсутствие убедительных доказательств того, что задержка введения аллергенной пищи предотвращает пищевую аллергию. Но не было конкретных указаний относительно возраста, с которого следует вводить эти продукты.
Нынешние рекомендации во многом опираются на исследование Learning Early About Peanut (LEAP), опубликованное в New England Journal of Medicine. Согласно полученным результатам, дети с высоким риском развития аллергии на арахис, которым вводят арахис в возрасте от 4 до 6 месяцев, имеют значительно меньший риск развития аллергии на арахис, чем дети, которые ждали до 5 лет (1,9% против 13,7%, соответственно).
Ряд доказательств основан на исследовании Enquiring About Tolerance (EAT), также опубликованном в New England Journal of Medicine, в котором между 1303 3-месячными детьми случайным образом были распределены 6 аллергенных продуктов – арахис, вареное яйцо, коровье молоко, кунжут, сиг и пшеница. Одной группе детей сразу начали вводить их в рацион, а второй группе – с 6 месяцев. Затем команда оценила, развились ли у этих детей пищевые аллергии в возрасте от 1 до 3 лет.
Только 40% родителей смогли выполнять все условия, рекомендованные протоколом исследования. Поэтому при изучении данных всех участвовавших детей не было обнаружено различий в показателях пищевой аллергии. Тогда как в группе детей с исполнительными родителями было значительное снижение аллергии на арахис и яйца.
Дело в том, что в желудочно-кишечном тракте уникальный набор клеток иммунной системы, которые поглощают аллергенные белки и становятся толерантными к ним.
«Нет причин откладывать прием детьми продуктов, которые считаются аллергенами, таким как продукты из арахиса, яйца или рыбы. Эти продукты могут быть добавлены в рацион на ранней стадии, точно так же, как продукты, которые не являются общими аллергенами, такие как рис, фрукты или овощи», – отметил доктор Скотт Сичерер (Scott Sicherer), соавтор отчета.
В отчете также рассматривается вопрос о том, защищает ли грудное вскармливание от экземы, одышки, астмы и пищевой аллергии.
Авторы пришли к выводу, что исключительно грудное вскармливание в течение первых трех-четырех месяцев жизни защищает от экземы. Грудное вскармливание после этого возраста, даже если оно не является исключительным, защищает от одышки в первые два года жизни, а от астмы в течение первых пяти лет и даже позже. Однако на основе имеющейся информации нельзя сделать вывод о том, влияет ли грудное вскармливание на предотвращение пищевой аллергии.
Не было обнаружено никаких доказательств того, что избегание употребления аллергенных продуктов во время беременности или кормления грудью способствует профилактике аллергических состояний, а также использования специальных гидролизованных смесей даже у детей с высоким риском.
Так или иначе, большинство детей не подвержены высокому риску аллергии. Авторы отчета объясняют, что тот же механизм, который защищает детей с высоким риском, защитит и детей с низким или стандартным риском развития пищевой аллергии.
Валерия Сема