Такие выводы содержатся в докладе, представленном на совещании министров по приоритетным вопросам здравоохранения в Европейском регионе. Несмотря на рост общей продолжительности жизни, многие мужчины умирают слишком молодыми, и причина кроется не только в биологии. При этом в восточных странах региона, включая РФ, риск преждевременной смерти значительно выше, чем в западных.
Такие выводы содержатся в докладе, представленном на проходящей в Риме 68 сессии Европейского регионального комитета ВОЗ – ежегодном совещании министров по приоритетным вопросам здравоохранения в Европейском регионе. Несмотря на рост общей продолжительности жизни, многие мужчины умирают слишком молодыми, и причина кроется не только в биологии. При этом, в восточных странах региона, включая Россию, риск преждевременной смерти мужчин значительно выше, чем в западных.
Первый доклад ВОЗ о мужском здоровье и благополучии в 53 странах Европейского региона был подготовлен с целью принятия региональной Стратегии по этой проблемы. Основными причинами смерти среди мужчин в возрасте 30-59 являются сердечнососудистые заболевания, рак, диабет и респираторные заболевания. «Европейский регион является примером впечатляющего снижения преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний, – рассказала директор Европейского регионального комитета ВОЗ Жужанна Якаб. – Однако, слишком многие мужчины умирают молодыми от этих болезней, не получив полноценного лечения, а также в результате травм. Доклад помогает понять их специфические потребности, а также то, как обеспечить соответствующие гендерные меры для сохранения жизни и здоровья мужчин».
Серьезное воздействие мужских факторов риска известно настолько давно, что они считаются практически биологически обусловленными, но различия между состоянием здоровья и продолжительностью жизни мужчин в разных странах показывает, что это не так.
В докладе отмечается большой разрыв в здоровье мужчин по Европейскому региону, и, как следствие, 17-летняя разница средней продолжительности жизни в разных странах – от 64,7 лет в Туркменистане до 81,2 года в Швейцарии. Значительно различается и ожидаемая продолжительность здоровой жизни – от 58,7 до 72,4 года. Россия в этом рейтинге занимает предпоследнее место (66 и 59 лет соответственно).
В целом, в восточной части региона 37% из связанных с неинфекционными заболеваниями смертей происходит в возрасте до 60 лет, в Западной Европе этот показатель составляет 13%. В некоторых странах в восточной части региона риск преждевременной смерти мужчины от сердечнососудистых заболеваний в семь раз больше, чем в западной части.
Тем не менее, нельзя отрицать, что распространенные гендерные нормы и роли продолжают оказывать влияние на здоровье и благополучие людей. Вне зависимости от социально- экономического статуса мужчины больше курят, питаются менее здоровой пищей, употребляют больше алкоголя и в большей степени подвержены травматизму и межличностному насилию, чем женщины.А гендерная профессиональная сегрегация означает, что потеря здоровья мужчинами частично связана с несчастными случаями и травматизмом на рабочем месте. Последние данные показывают, что:
Три четверти жертв дорожно-транспортных происшествий – мужчины в возрасте до 25 лет.
Курение – основной фактор риска для мужчин из Западной и Центральной Европы: им обусловлено от 14,2% до 19,2% лет жизни, которые мужчины теряют вследствие болезни или преждевременной смерти.
Употребление алкоголя и наркотиков – основной фактор риска для мужчин в Восточной Европе: им обусловлено 23,7% потерянных лет жизни.
Пищевые привычки – основной фактор риска для мужчин в Центральной Азии: им обусловлено 17,2% потерянных лет жизни.
Во всем Европейском регионе ВОЗ основным метаболическим фактором риска для мужчин является повышенное артериальное давление (им обусловлено 14,81% потерянных лет жизни), причем распространенность этой патологии у мужчин выше, чем у женщин.
Кроме того, мужчины менее, чем женщины, склонны обращаться за помощью к врачам. Они субъективно оценивают свое здоровье как более крепкое, меньше жалуются на то, что их потребности в здравоохранении не удовлетворяются, и чаще получают медицинскую помощь неофициально.
Например, мужчины, которые испытывают серьезные эмоциональные проблемы и симптомы депрессии, часто остаются недиагностированными, поскольку не принимают всерьез этих заболеваний. Невозможность распознать проблемы с психикой способствует росту числа самоубийств, которых среди мужчин в возрасте 30-49 в пять раз больше, чем среди женщин того же возраста.
Кроме того, мужчины с повышенным артериальным давлением сталкиваются с препятствиями в доступе к системе здравоохранения. Согласно последним данным, диагностика, лечение и контроль гипертензии во многих странах могут быть улучшены.
Данные доклада демонстрируют, что ключевыми факторами, влияющими на мужское здоровье и благополучие, являются финансовое благосостояние, уровень образования, длительная безработица, социальные связи, условия жизни. Повышение общего благосостояния граждан страны снижает общий уровень смертности, наполовину уменьшает риск развития депрессии и самоубийств, а также на 40% снижает риск насильственной смерти.
Ирина Резник