В ФФОМСе сообщили о создании системы управления качеством медпомощи. Планируется организация «каналов обратной связи» со страховым представителем в поликлиниках, а также офисов по защите прав застрахованных, которые займутся досудебным урегулированием жалоб на медучреждения. Кроме того, страховщикам поручено разбираться в причине роста заболеваемости и числа летальных исходов.

С 2019 года меняется структура оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках ОМС. Об этом сообщила начальник управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. Впрочем, речь идет не медицинской составляющей, а о контроле над ней страховщиков, и налаживании «обратной связи» с пациентами.

Все годы существования системы ОМС в стране, страховые компании подвергалась критике за то, что в их деятельности отсутствует страховая составляющая как таковая, занимаются они исключительно перераспределением получаемых из Федерального фонда средств и меньше всего заботятся о защите интересов пациентов. А после того, как Счетная палата обнародовала суммы, используемые страховыми компаниями на собственные нужды, и подняла вопрос об исключении их из системы ОМС, разговоры о том, что без них вполне можно обойтись, начались на самом высоком уровне. Точку в этой дискуссии поставил президент Владимир Путин, заявивший о том, что действующую модель следует не ломать, а реформировать.

Первым шагом реформы стало создание института страховых поверенных, которые занялись «информированием застрахованных лиц». В частности, рассылкой СМС-сообщений о приближении времени прохождения диспансеризации. Сейчас страховщики намереваются развивать «каналы обратной связи застрахованных со страховыми представителями».

По словам Кравчук, в центре стартующего с января 2019 года Федерального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» –  создание  систем управления качеством оказания медицинской помощи и сопровождения пациента в процессе  лечения, включая защиту его прав. И один из основных показателей развития проекта – доля медучреждений первичного звена, на базе которых будут функционировать каналы обратной связи.  Это может быть пост страхового представителя, телефон, терминал для связи со страховой компанией. В 2019 эта доля должна составить 30,7% по всей России, в 2020 году – 47,8%,  к 2024 году  – 73%.

Еще один показатель проекта – число регионов России, в которых будут открыты «офисы по защите прав застрахованных». В 2019 году под него будет разработана нормативная база, в 2020 году подобные офисы будут открыты в 36 регионах, в 2021 – в 48 регионах, а к 2024 году – во всех 85. Цель подобных офисов – работа с жалобами граждан, а показателем эффективности нововведения станет доля жалоб, урегулированных в досудебном порядке. По данным ФФОМС, на сегодняшний день страховые компании решают в досудебном порядке уже более 50% конфликтных ситуаций, а к 2020 году этот показатель должен вырасти до 65,1% , к 2024 году – не менее 77%.

Меняются и подходы к контрольно-экспертной деятельности страховых компаний. На территориальные фонды возлагается обязанность ежемесячного анализа роста заболеваемости и летальных исходов. При росте обращений граждан за медпомощью более, чем на 10%, будет вводиться контроль за причинами, которые вызвали такой всплеск. Страховщики должны будут провести экспертизы и направить предложения по улучшению качества медпомощи. А медучреждения – провести анализ выявленных страховщиками нарушений и направить им план мероприятий по устранению нарушений. «Экспертиза всех уровней оказания медпомощи» позволит создать систему управления ее качеством в каждом регионе, уверяют в ФФОМСе. Снизится ли от этого заболеваемость, пока неизвестно, но, очевидно, что объем бумажной работы в поликлиниках вырастет еще больше.

Ирина Резник

Источник статьи:
17 мая 2020