В России продолжают фальсифицировать дорогостоящие онкопрепараты. Особенно «любят» мошенники таргетный препарат Герцептин, использующийся для лечения рака многих локализаций. Лекарство переупаковывают, пускают во вторичную продажу, изготовляют в кустарных условиях. Причем, выявляются подделки не только в аптечной сети, но и в госучреждениях, куда они поступают по госконтракту.
В России продолжают фальсифицировать дорогостоящие онкопрепараты. Особенно «любят» мошенники один из самых востребованных таргетных препаратов «Герцептин», использующийся для лечения рака многих локализаций. Лекарство переупаковывают, пускают во вторичную продажу и даже изготовляют в кустарных условиях. Причем, выявляются подделки не только в аптечной сети, но и в госучреждениях, куда они поступают по государственному контракту.
Как сообщили в Росздравнадзоре, привлечен к уголовной ответственности и оштрафован на 550 тыс. рублей предприниматель, поставлявший фальсифицированный «Герцептин» в Белгородский областной онкодиспансер. Подлинность 37 упаковок препарата, поставленных в учреждение по Государственному контракту компанией ООО «Фармисток» вызвали сомнение у специалистов Белгородского управления Росздравнадзора, пришедших в онкодиспансер в ходе плановой проверки.
Подозрения подтвердила экспертиза качества лекарства, проведенная в сертифицированной лаборатории Росздравнадзора (филиал ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора в Ростове-на-Дону). После чего Следственный комитет РФ по Белгородской области завел уголовное дело по ч.2 ст.327.2 УК РФ. «В ходе следственных мероприятий выявлено, что обвиняемый при поставке лекарственного препарата в Белгородский онкологический диспансер самостоятельно перефасовал имеющийся у него оригинальный препарат в поддельные вторичные упаковки (37 штук, на общую сумму в 1 404 150 рублей), на которых указывались заведомо ложные сведения о его изготовлении», – рассказала МедНовостям руководитель пресс-службы Росздравнадзора Ольга Малёва.
Она уточнила, что речь идет «о вторичном сбросе лекарства на рынок». Такое возможно, если в госучреждениях списывают препараты на пациентов, которые их на самом деле не получают. Затем лекарства продают перекупщикам. Уголовное дело еще ведется, рассказали в Росздравнадзоре, и данных о сообщниках белгородского фальсификатора, а также о регионе, из которого он получил препарат, пока нет.
С ситуацией фальсификации трастазумаба (действующее вещество препарата «Герцептин») в России сталкиваются не первый раз. По оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается более 10 тысяч больных, нуждающихся в лечении «Герцептином». Оригинальный препарат швейцарской фармкомпания Roche продается в аптеках в среднем по цене 20-25 тыс. рублей за флакон с 150 мл лекарства. И какую-то часть этого рынка «закрывают» фальсификаторы.
«Герцептин» попадает в поле зрения специалистов Росздравнадзора с пугающей регулрностью. Ведомство уже не раз рассылало письма об обнаружении партий фальшивого «Герцептина», выдавало предписания изъять из обращения и уничтожить очередную фальсифицированную партию препарата.
Несколько лет назад было обнаружено крупное подпольное производство, обосновавшееся в Ростове. При обысках на складах и в производственных помещениях полицейские обнаружили нелегальный цех с оборудованием для опрессовки ампул. Материалы для производства фальсификатов, которых хватило бы для производства около 700 тыс. ампул, хранились в двух КамАЗах. Производившиеся из украинского и китайского сырья подделки в течение двух лет поставлялись в аптечные сети и больницы Москвы, Нальчика и других городов. Заключив контракт на поставку, преступники первое время продавали оригинальные препараты. После прохождения экспертизы в новые поставки добавлялись поддельные лекарства, а затем поставлялись только фальсификаты. Сейчас организатор масштабного производства отбывает наказание в колонии строго режима.
По мнению специалистов, изменить ситуацию с появление поддельных лекарств в обороте должна помочь специальная система маркировки, внедрение которой проходит в рамках пилотного проекта во всех медицинских учреждениях и аптеках, куда поступают дорогостоящие лекарства. Специальная маркировка позволяет идентифицировать конкретную партию лекарства и проследить ее путь.
Ирина Резник